Клуб любителей восточноевропейского народного фольклора
       

Четверг, 01.10.2020, 23:08

Приветствую Вас $

USERNAME$ | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Статьи о народной музыке

Песни о любви - древнейший пласт народной лирики
Песни о любви, как древнейший пласт народной лирики, вобрали в себя элементы всех исторических эпох нашего народа. В них отражены древние языческие верования, связанные с древними обрядами и культами, которые особенно отчетливо звучат в песнях, древних по происхождению, где встречаются черты магии - гадания, чародейство. Они перекликаются с обрядовой лирикой, с которой позаимствовали элементы поклонения стихиям и одухотворение сил природы, анимистические представления, эротические мотивы. Позднейшие наслоения эпохи христианства проявляются в песнях о любви в виде морально-этических норм, сложившихся в народе, переступив которые, молодые подвергаются общечеловеческий осуждение.
В сочетании с интимной народной лирикой полностью отражает определяющие черты украинской ментальности (доброту, кротость, эмоциональность), приоритетные ценности украинский (верность, взаимоуважение, искренность), особенности этнопсихологии (сентиментальность, чувственность, впечатлительность). То, что песни о любви широко бытуют в народе, указывает, что в них наиболее органично соединены мысли, представления, моральные нормы, присущие украинским, именно они наиболее полно раскрывают внутреннюю сущность души украинского народа.
Вторая, количественно меньше тематическая группа семейно-бытовой лирики - песни о семейной жизни. Они очень разнообразны по содержанию, так охватывающих различные грани бытия: семейные отношения, жизненные конфликты, быт и др.. Эти песни резко отличаются от песен о любви: в них нет романтических картин, идеализированных чувств. На первом плане - воссоздания реальной действительности, без прикрас и преувеличений, без поэтизации. Элементы сказочности уступают место серой рутине, нелегком труде, часто - жестокой реальности.
Самая распространенная тема - нелегкая женская доля. Эти песни, очевидно, составлены женщинами, которые не нашли счастье в семейной жизни. Иван Франко называл эти произведения "женскими невольничьих псалмами".
Первая проблема, с которой часто встречалась девушка, выходя замуж, - недоброжелательное отношение со стороны родственников мужа, особенно свекрови. Кое-где невестка в чужом доме становилась служанкой, которая была обязана выполнять всю тяжелую работу, прихоти свекрови и свекра. Поэтому в этих произведениях представляются обширные картины домашней работы, которые пронизаны мотивами усталости, тоски по родному дому, где у мамы жилось счастливо:
Ой пряду, пряду, А свекровь идет,
Баиньки хочу. Как змея гудит:
Ой, склон я головушку
- Сонливая-дримливая,
На свежую постилоньку,
К работе линивая,
Может, я усну.
Невестка моя!
Порой за молодую жену ходатайствует муж, в таких песнях мотив любви органично сочетается с мотивом взаимопонимания, помощи, сопереживания в супружеской жизни. Но часто и мужчина становится на сторону матери и позорит жену за то, что она не успевает выполнять домашней работы, не умеет ему угодить.
Кроме нелегких семейных отношений, семейная жизнь омрачали другие обстоятельства, худшая из которых - жестокое отношение мужчины к женщине:
Ой там за горой, там за каменной
Он на ню готовит из проволоки
Не по правде живет человек с женой. нагаечку.
Она ему стелить белую постелечку,
Белая постелечка порохом пришлась,
Проводная нагайка белое тело рвало.
Причиной такого обращения с женой могло быть пьянство:
Ой зацвела рожа у окна,
А он ниц не делает, только пьет,
у окна, А придет домой - женщину бьет.
Ой мала я мужа пьяницы.
Пьянство становилось причиной разорения семьи, что приводило к еще большей трагедии:
Он каждый вечер с корчмы идет,
Пропил конька вороного,
И каждый вечер, и каждое утро
- В конюшне идет по второму.
Пропил конька и нагаечку.
Женщина, насильно выданная за нелюбимого мужа, обращается к силам природы за помощью. Будучи далеко от дома, она просит ветер перенести слова о ее несчастье к родной матери, рекой посылает матери увядшую цветок, чтобы поняла, что ее дочь состарилась в несчастливом браке ("Ой по горам, по долинам").
Тема несчастной семейной жизни расширяется мотивом необратимости молодости, сожалением о прошлом:
Запрягайте, ребята, кони, кони вороны,
И поедем догонять молодые годы.
Ой догнали лета мои на кленовом мосту:
Вернитесь, лета мои, мне хоть в гости.
Так появляются персонифицированные образы прошлых лет, отвечают: "Не вернемся, не вернемся - не имеем кому ..."; молодости: "Ой где ты, моя молодость, где ты потерялась?"; Судьбы: "Судьба моя, судьба, судьба молодая, Почему ты не такая, как судьба людская?"
Тяжелая жизнь замужней женщины противопоставляется безмятежной судьбе девушки до замужества
Ли в лузе не калина была,
Или я у отца не ребенок был,
Ли в лузе не красная была.
Или я у отца не хорошая была,
Взяли меня поломали,
Взяли меня обвенчали
И в пучки связали -
И мир мне завязали -
Такая судьба моя,
Такая судьба моя,
Горькая судьба моя!
Горькая судьба моя!
Поэтому эти песни проникнуты горечью, душевным прискорбием, даже в тех, где семейная жизнь не омрачена серьезными проблемами, воспевается тоска женщины по родному дому, ее грустные мысли, порожденные длительной разлукой с матерью, элегическими размышлениями над тем, что проходит молодость и наступает старость.
Причиной безрадостного существования была нелегкая работа в поле и в доме, материальные лишения, болезни. Все это нашло отражение в лирических песнях, где народ правдиво изобразил свою жизнь с его ежедневными заботами и мгновенными радостями, многоголосием человеческих отношений с родственниками и соседями (доброжелательными или враждебно настроенными), всей палитрой чувств, порожденных различными жизненными обстоятельствами. Глубина лиризма этих песен оказывается не в опоетизации семейной жизни, а в откровенной правдивости, реальности его воспроизведения. Все используемые методы направлены на то, чтобы подчеркнуть картины повседневной семейной жизни, не приукрашивая их, тронуть слушателей.
Еще с большей выразительностью, драматизмом изображена действительность в третьей группе песен - о трагических семейных обстоятельств, связанных с потерей членов семьи.
В первую очередь к ним относят цикл сиротских песен, в которых сочувственный украинский народ оплакивал нелегкой судьбе сироты, с детства мыкалась между чужих людей, в найме:
Но нет хуже никому,
Что никто не прижмет
Как той сирота,
При лихой часов.
Даже если у сироты и были какие-то дальние родственники, часто отрекались от нее через ее убожество:
Как у сироты пшеница родила,
А как у сироты плевелы родился,
Тогда сироту семья любила.
Тогда от сироты весь род отступил.
Девушка-сирота не могла выйти замуж за того кого любила, потому что не имела приданого. Поэтому даже в свадебном обряде встречаются плач по сиротой, которую выдают замуж чужие люди. Они благословляют невесту от имени умерших родителей, и плачут, что сирота не имеет ничего, даже родительского благословения.
Нелегкой была жизнь вдовы сына, которому приходилось смолоду тяжело работать, чтобы обеспечить себя и старую мать. Большим горем была одиночество:
Ой матусенько моя, и если бы ты знала.
По моему сердечку и досадушка стала:
Что за причина, что я сирота,
Как в чистом поле и сухая былинка.
Что ветер дует, ветвь наклоняют,
Да горюшко в мире жить, что всякий обижай.
Неслучайно в этих песнях возникает образ былины в поле, которое ветер ломает, тонкой трости, что гнется от жизненной бури. Ласкательные слова "матусенько", "досадушка", "душенька", "горюшко" принимаются с целью вызвать у слушателей сочувствие сироты, подчеркнуть трагичность и безысходность сиротской жизни.
В этих произведениях мотив разговора сироты с умершими родителями перекликается с элементами культа земли. Иногда воображаемый диалог с землей приобретает форму заговор:
Земля моя мать сыра!
Приняла ты отца и мать,
Прими и меня молоденькую.
Здесь нередко встречаются вкрапления мифологических мотивов:
Знала бы я, знала,
И ночка доточили,
Мне бы в звезды ключи взяла
И с матерью говорила ...
Как видим, песни не только фиксируют представление о том, что ночь - время свидания с мертвыми, но и сохраняют элементы пра мифологии: звезда владеет ключами, ночь можно доточить, как полотно и др..
Подобной художественно образной структурой характеризуются песни, в которых описываются тяжелая судьба женщины, оставшейся без мужа и выполняет всю работу на поле и дома, воспитывает детей-сирот, не имея надежды на помощь других людей (женатый человек не помогал, потому что боялся ревности жены , парня не пускала к вдове иметь, потому что боялась, что она его приворожит):
Ой жила я семь лет вдовой
Где меня враги взялись -
Но не слышала земли под собой.
Ой хоть иди замуж, или утопися,
Вдовы песни берут свое начало с календарно-обрядовой лирики: как известно, был отдельный цикл вдовий колядок, среди которых - "Ой не знала удивонька, что бедная делать". В ней говорится о вдове, которая не имела неоткуда ждать помощи, поэтому:
Наняла медвежонка за плугом ходить
А волчонка серенького - волов погонять,
А зайчика Степанчика - передние водить,
А лисичку Горпиночку - обед варить.
Но они только сломали плуг, разогнали волов посмеялись над бедной вдовы, которая, поняв вред, плачет
Бедная моя головушка, что я вдова,
Коби бы я это является знала, то бы не снимала,
Так бы я ту и нивоньку сама вскопали,
Так бы я ту пшениченьку и посеяла,
Густая грабельками и заволочила,
Мелкими слезенки да и примочила ...
Горе мне, горе, несчастливая судьба!
Засеяла бедный вдова мислонькамы поле.
Так вниманием народной песне не остается ни грань человеческой жизни. В лирических песнях оно выступает во всей полноте ситуаций, противоречия чувств, неоднородности впечатлений. Но в каждой из них прослеживаются отношение народа к различным жизненным явлениям, их оценки супружеской неверности, сиротства, пьянства и др..; Вскрываются недостатки человеческого характера, выражается сочувствие обездоленным и бедным. Утверждается народная мудрость, которая проявляется в преобладании духовных ценностей над материальными, способности к сопереживанию, умение передать в песне духовные достижения предыдущих поколений.

www.bankhouse.ru
Категория: Статьи о народной музыке | Добавил: admin (09.04.2013)
Просмотров: 1854 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Наш опрос

Когда вы слушаете народные песни
Всего ответов: 387

Поиск