Песни о любви - древнейший пласт народной лирики
Песни о любви, как древнейший пласт народной лирики, вобрали в себя элементы всех исторических эпох нашего народа. В них отражены древние языческие верования, связанные с древними обрядами и культами, которые особенно отчетливо звучат в песнях, древних по происхождению, где встречаются черты магии - гадания, чародейство. Они перекликаются с обрядовой лирикой, с которой позаимствовали элементы поклонения стихиям и одухотворение сил природы, анимистические представления, эротические мотивы. Позднейшие наслоения эпохи христианства проявляются в песнях о любви в виде морально-этических норм, сложившихся в народе, переступив которые, молодые подвергаются общечеловеческий осуждение. В сочетании с интимной народной лирикой полностью отражает определяющие черты украинской ментальности (доброту, кротость, эмоциональность), приоритетные ценности украинский (верность, взаимоуважение, искренность), особенности этнопсихологии (сентиментальность, чувственность, впечатлительность). То, что песни о любви широко бытуют в народе, указывает, что в них наиболее органично соединены мысли, представления, моральные нормы, присущие украинским, именно они наиболее полно раскрывают внутреннюю сущность души украинского народа. Вторая, количественно меньше тематическая группа семейно-бытовой лирики - песни о семейной жизни. Они очень разнообразны по содержанию, так охватывающих различные грани бытия: семейные отношения, жизненные конфликты, быт и др.. Эти песни резко отличаются от песен о любви: в них нет романтических картин, идеализированных чувств. На первом плане - воссоздания реальной действительности, без прикрас и преувеличений, без поэтизации. Элементы сказочности уступают место серой рутине, нелегком труде, часто - жестокой реальности. Самая распространенная тема - нелегкая женская доля. Эти песни, очевидно, составлены женщинами, которые не нашли счастье в семейной жизни. Иван Франко называл эти произведения "женскими невольничьих псалмами". Первая проблема, с которой часто встречалась девушка, выходя замуж, - недоброжелательное отношение со стороны родственников мужа, особенно свекрови. Кое-где невестка в чужом доме становилась служанкой, которая была обязана выполнять всю тяжелую работу, прихоти свекрови и свекра. Поэтому в этих произведениях представляются обширные картины домашней работы, которые пронизаны мотивами усталости, тоски по родному дому, где у мамы жилось счастливо: Ой пряду, пряду, А свекровь идет, Баиньки хочу. Как змея гудит: Ой, склон я головушку - Сонливая-дримливая, На свежую постилоньку, К работе линивая, Может, я усну. Невестка моя! Порой за молодую жену ходатайствует муж, в таких песнях мотив любви органично сочетается с мотивом взаимопонимания, помощи, сопереживания в супружеской жизни. Но часто и мужчина становится на сторону матери и позорит жену за то, что она не успевает выполнять домашней работы, не умеет ему угодить. Кроме нелегких семейных отношений, семейная жизнь омрачали другие обстоятельства, худшая из которых - жестокое отношение мужчины к женщине: Ой там за горой, там за каменной Он на ню готовит из проволоки Не по правде живет человек с женой. нагаечку. Она ему стелить белую постелечку, Белая постелечка порохом пришлась, Проводная нагайка белое тело рвало. Причиной такого обращения с женой могло быть пьянство: Ой зацвела рожа у окна, А он ниц не делает, только пьет, у окна, А придет домой - женщину бьет. Ой мала я мужа пьяницы. Пьянство становилось причиной разорения семьи, что приводило к еще большей трагедии: Он каждый вечер с корчмы идет, Пропил конька вороного, И каждый вечер, и каждое утро - В конюшне идет по второму. Пропил конька и нагаечку. Женщина, насильно выданная за нелюбимого мужа, обращается к силам природы за помощью. Будучи далеко от дома, она просит ветер перенести слова о ее несчастье к родной матери, рекой посылает матери увядшую цветок, чтобы поняла, что ее дочь состарилась в несчастливом браке ("Ой по горам, по долинам"). Тема несчастной семейной жизни расширяется мотивом необратимости молодости, сожалением о прошлом: Запрягайте, ребята, кони, кони вороны, И поедем догонять молодые годы. Ой догнали лета мои на кленовом мосту: Вернитесь, лета мои, мне хоть в гости. Так появляются персонифицированные образы прошлых лет, отвечают: "Не вернемся, не вернемся - не имеем кому ..."; молодости: "Ой где ты, моя молодость, где ты потерялась?"; Судьбы: "Судьба моя, судьба, судьба молодая, Почему ты не такая, как судьба людская?" Тяжелая жизнь замужней женщины противопоставляется безмятежной судьбе девушки до замужества Ли в лузе не калина была, Или я у отца не ребенок был, Ли в лузе не красная была. Или я у отца не хорошая была, Взяли меня поломали, Взяли меня обвенчали И в пучки связали - И мир мне завязали - Такая судьба моя, Такая судьба моя, Горькая судьба моя! Горькая судьба моя! Поэтому эти песни проникнуты горечью, душевным прискорбием, даже в тех, где семейная жизнь не омрачена серьезными проблемами, воспевается тоска женщины по родному дому, ее грустные мысли, порожденные длительной разлукой с матерью, элегическими размышлениями над тем, что проходит молодость и наступает старость. Причиной безрадостного существования была нелегкая работа в поле и в доме, материальные лишения, болезни. Все это нашло отражение в лирических песнях, где народ правдиво изобразил свою жизнь с его ежедневными заботами и мгновенными радостями, многоголосием человеческих отношений с родственниками и соседями (доброжелательными или враждебно настроенными), всей палитрой чувств, порожденных различными жизненными обстоятельствами. Глубина лиризма этих песен оказывается не в опоетизации семейной жизни, а в откровенной правдивости, реальности его воспроизведения. Все используемые методы направлены на то, чтобы подчеркнуть картины повседневной семейной жизни, не приукрашивая их, тронуть слушателей. Еще с большей выразительностью, драматизмом изображена действительность в третьей группе песен - о трагических семейных обстоятельств, связанных с потерей членов семьи. В первую очередь к ним относят цикл сиротских песен, в которых сочувственный украинский народ оплакивал нелегкой судьбе сироты, с детства мыкалась между чужих людей, в найме: Но нет хуже никому, Что никто не прижмет Как той сирота, При лихой часов. Даже если у сироты и были какие-то дальние родственники, часто отрекались от нее через ее убожество: Как у сироты пшеница родила, А как у сироты плевелы родился, Тогда сироту семья любила. Тогда от сироты весь род отступил. Девушка-сирота не могла выйти замуж за того кого любила, потому что не имела приданого. Поэтому даже в свадебном обряде встречаются плач по сиротой, которую выдают замуж чужие люди. Они благословляют невесту от имени умерших родителей, и плачут, что сирота не имеет ничего, даже родительского благословения. Нелегкой была жизнь вдовы сына, которому приходилось смолоду тяжело работать, чтобы обеспечить себя и старую мать. Большим горем была одиночество: Ой матусенько моя, и если бы ты знала. По моему сердечку и досадушка стала: Что за причина, что я сирота, Как в чистом поле и сухая былинка. Что ветер дует, ветвь наклоняют, Да горюшко в мире жить, что всякий обижай. Неслучайно в этих песнях возникает образ былины в поле, которое ветер ломает, тонкой трости, что гнется от жизненной бури. Ласкательные слова "матусенько", "досадушка", "душенька", "горюшко" принимаются с целью вызвать у слушателей сочувствие сироты, подчеркнуть трагичность и безысходность сиротской жизни. В этих произведениях мотив разговора сироты с умершими родителями перекликается с элементами культа земли. Иногда воображаемый диалог с землей приобретает форму заговор: Земля моя мать сыра! Приняла ты отца и мать, Прими и меня молоденькую. Здесь нередко встречаются вкрапления мифологических мотивов: Знала бы я, знала, И ночка доточили, Мне бы в звезды ключи взяла И с матерью говорила ... Как видим, песни не только фиксируют представление о том, что ночь - время свидания с мертвыми, но и сохраняют элементы пра мифологии: звезда владеет ключами, ночь можно доточить, как полотно и др.. Подобной художественно образной структурой характеризуются песни, в которых описываются тяжелая судьба женщины, оставшейся без мужа и выполняет всю работу на поле и дома, воспитывает детей-сирот, не имея надежды на помощь других людей (женатый человек не помогал, потому что боялся ревности жены , парня не пускала к вдове иметь, потому что боялась, что она его приворожит): Ой жила я семь лет вдовой Где меня враги взялись - Но не слышала земли под собой. Ой хоть иди замуж, или утопися, Вдовы песни берут свое начало с календарно-обрядовой лирики: как известно, был отдельный цикл вдовий колядок, среди которых - "Ой не знала удивонька, что бедная делать". В ней говорится о вдове, которая не имела неоткуда ждать помощи, поэтому: Наняла медвежонка за плугом ходить А волчонка серенького - волов погонять, А зайчика Степанчика - передние водить, А лисичку Горпиночку - обед варить. Но они только сломали плуг, разогнали волов посмеялись над бедной вдовы, которая, поняв вред, плачет Бедная моя головушка, что я вдова, Коби бы я это является знала, то бы не снимала, Так бы я ту и нивоньку сама вскопали, Так бы я ту пшениченьку и посеяла, Густая грабельками и заволочила, Мелкими слезенки да и примочила ... Горе мне, горе, несчастливая судьба! Засеяла бедный вдова мислонькамы поле. Так вниманием народной песне не остается ни грань человеческой жизни. В лирических песнях оно выступает во всей полноте ситуаций, противоречия чувств, неоднородности впечатлений. Но в каждой из них прослеживаются отношение народа к различным жизненным явлениям, их оценки супружеской неверности, сиротства, пьянства и др..; Вскрываются недостатки человеческого характера, выражается сочувствие обездоленным и бедным. Утверждается народная мудрость, которая проявляется в преобладании духовных ценностей над материальными, способности к сопереживанию, умение передать в песне духовные достижения предыдущих поколений.
www.bankhouse.ru
|
Категория: Статьи о народной музыке | Добавил: admin (09.04.2013)
|
Просмотров: 2306
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Меню сайта
Наш опрос
|